[Список Лекций] [Треугольник Лаврентьева. Становление. 1961-1970 гг.] [«Исследовательский университет»] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Треугольник Лаврентьева. Становление. 1961-1970 гг.

«Исследовательский университет»

Исследовательский университет

Вторая вершина «треугольника Лаврентьева» — кадры. Без эффективного решения кадровой проблемы невозможно создание крупного научного центра в Сибири, его быстрое становление. В первые годы, на стадии организации институтов, акценты делались на привлечении специалистов высокой квалификации и молодых научных сотрудников из центральных регионов страны. В начале 1960-х годов перед СО АН СССР вплотную встала задача формирования собственной системы подготовки научного персонала. В условиях быстрорастущего научного центра эффективной она могла быть только при условии комплексности, охвата всех уровней и ступеней подготовки исследователей: от довузовского образования до кадров высшей квалификации — кандидатов и докторов наук.

Еще на стадии разработки концепции научного комплекса предполагалось, что базой системы подготовки кадров в СО АН СССР должен стать «исследовательский университет» — высшее учебное заведение нового типа, принципиальные основы работы которого ранее были апробированы в Московском физико-техническом институте. Академик М.А. Лаврентьев — один из создателей знаменитого физтеха, отвечая на вопрос о том, в чем заключалась особенность этого вуза, подчеркивал:

«Первое. В нем преподавали крупнейшие ученые. Независимо от того, где они работали и сколько получали, они привлекались в физтех на штатную работу, заведовали кафедрами.

Второе. Они привлекали в физтех на тех же условиях своих наиболее сильных, уже сложившихся учеников, чтобы те при необходимости их заменяли, вели упражнения, возили молодежь по предприятиям.

И третье, самое существенное: с третьего курса все физтеховцы начинали работать на тех предприятиях и в тех институтах, где работали их профессора, возглавлявшие крупные научные и научно-технические направления.

...Было видно, что система себя оправдывает. В Новосибирске, — продолжает М.А. Лаврентьев, — нам была предоставлена возможность создать высшее учебное заведение, идеально приспособленное для соединения образования с наукой. Мы постарались полностью использовать опыт, накопленный в этом направлении физико-техническим институтом, Московским и Ленинградским университетами. Для этого были все условия, так как среди организаторов НГУ были и организаторы физтеха, и ученые, по многу лет преподававшие и в нем, и в столичных университетах».

[<<] [<] [^] [>] [>>]