[Список Лекций] [Треугольник Лаврентьева. Становление. 1961-1970 гг.] [Новая университетская идеология] [<<] [<] [^]

Треугольник Лаврентьева. Становление. 1961-1970 гг.

Новая университетская идеология

Новая университетская идеология

Параллельно «достраивалась» новаторская концепция университета. В ее «тонкую настройку» значительный вклад внесли основатели Сибирского отделения академики М.А. Лаврентьев, С.А. Христианович, С.Л. Соболев, многие другие ученые Новосибирского академгородка. Большую роль в разработке «идеологии» университета и корректировке его стратегии с учетом приобретаемого практического опыта сыграл ректор академик И.Н. Векуа. Принципы, на которых формировался Новосибирский университет, он предлагал распространить не только за пределы ННЦ, но и за рамки СО АН СССР.

В ноябре 1961 года проблема подготовки кадров была поднята ректором НГУ на Общем собрании СО АН СССР. И.Н. Векуа отмечал, что главная причина недостаточных темпов подготовки молодых специалистов заключается в отсталости форм и методов традиционного университетского образования, а также в отсутствии контакта между вузами и теми организациями, для которых готовятся кадры. В последние годы научные учреждения, по мнению академика И.Н. Векуа, развивались чрезвычайно бурно и в них сосредоточились крупные научные силы, однако в большинстве случаев они оторваны от преподавательской работы в вузах.

Решение этой проблемы все же имелось. По мнению ректора НГУ, необходимо добиться такого положения, которое благоприятствовало бы работе ученых в вузах. Для этого следовало объединить усилия вузов и научных учреждений в подготовке достойного пополнения. Один из вариантов — организация университетов на базе академических институтов, на основе опыта Новосибирского университета, работающего в тесном контакте с Сибирским отделением и готовящего кадры для его научных учреждений.

И.Н. Векуа отметил, что всего лишь два года спустя после начала работы университета его базой стали все 20 академических институтов Новосибирска. Это позволило внести существенные изменения в систему обучения, по-новому построить учебный процесс, обеспечить приобретение навыков для будущей научной работы. Обобщение полученного опыта привело ректора НГУ к мысли о целесообразности формирования в стране институтов нового типа, условно называемых «институтами высших знаний». В задачу таких институтов должна входить организация циклов лекций ведущих отечественных и иностранных ученых, а их слушателями могли бы стать аспиранты и преподаватели из других высших учебных заведений.

[<<] [<] [^]