[Справочник] [Справочные статьи] [1996 г.: "Доктрина развития российской науки"]

1996 г.: "Доктрина развития российской науки"

Концептуальные основы российской научно-технической деятельности на долгосрочную перспективу формулировались в Доктрине развития российской науки, утвержденной Указом Президента РФ № 884 от 13 июня 1996 года. Впервые после распада СССР в этом документе обозначались статус отечественной науки и важнейшие принципы государственной научно-технической политики. Наука рассматривалась как важнейший национальный ресурс. Отмечалось, что «российская наука за свою многолетнюю историю внесла огромный вклад в развитие страны и мирового сообщества. Своим положением великой мировой державы Россия во многом обязана достижениям отечественных ученых».

В Доктрине содержалось немало многообещающих для науки формулировок. В частности, подчеркивалось, что «государство рассматривает науку и ее научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи с чем поддержка развития науки становится приоритетной государственной задачей». Важнейшими принципами государственной научной политики определялись следующие: «опора на отечественный научный потенциал; свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики; стимулирование развития фундаментальных научных исследований; сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ; создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности; создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны; интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней; защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства; обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею; развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства; формирование экономических условий для широкого использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических нововведений; повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов; пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России».

В этом политическом документе декларировалась необходимость формирования механизмов государственного регулирования научной и научно-технической деятельности, обеспечивающих сохранение и дальнейшее развитие научного потенциала страны, а также создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники. В соответствии с Доктриной,  приоритетные направления научно-технической политики должны определяться экономическим и геополитическим положением страны, наличием природных ресурсов, потребностями духовного развития общества, гуманистическими традициями российской науки, а также универсальными общецивилизационными тенденциями. Важно было и то, что в Доктрине отмечалась принципиальная значимость для страны территориальных проекций научно-технической деятельности. Формулировалось, что в России «исключительно важное значение имеет развитие науки в регионах, способствующее их прогрессу с учетом экономических, ресурсных, экологических и культурных осо-бенностей».

Федеральный закон о науке и Доктрина развития российской науки определили принципиальное отношение государства к научно-технической сфере и основные контуры правового пространства для реализации научно-технической деятельности в стране. Оставалось только разработать систему нормативно-правовых и подзаконных актов, а также обеспечить выполнение принятых законов.