[Список Лекций] [Алексей Павлович Окладников] [Венера из Бурети ] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Алексей Павлович Окладников

Венера из Бурети

Венера из Бурети

«Венера в меховом комбинезоне»

Человек в то время создал не только оригинальную культуру охотников на мамонта и северного оленя, но и оставил после себя первоклассные образцы первобытного искусства. При раскопках на Ангаре были обнаружены удивительные скульптурные и резные изображения животных, змей, птиц, а также скульптурки женщин и украшения, которые поражают исследователей мастерством и живостью исполнения. Вот как пишет о первой встрече с удивительным искусством палеолита, со ставшей знаменитой впоследствии «Венерой в меховом комбинезоне», сам Алексей Павлович:

«Статуэтка, изображавшая женщину, была вырезана из бивня мамонта. Она покоилась во влажной и теплой земле, пропитанной влагой недавней ночной грозы; под первыми лучами солнца от земли еще поднимался утренний пар...

Здесь не было ни драгоценных камней-самоцветов, ни золота или серебра. Но внутри этого тайника заключалось подлинное сокровище. Не мертвый обломок чуждого и давно исчезнувшего мира, а нечто волнующее, одухотворенное и полное жизни. Узкие, по-монгольски раскосые глаза, похожие на кошачьи, смотрели на нас, людей ХХ века, загадочно и, казалось, даже с легкой иронией. На лице, очерченном с неожиданной мягкостью и нежностью, блуждала еле заметная улыбка...

Ощущение жизненной силы и тайны, исходившее от этого обломка бивня мамонта, становилось еще глубже оттого, что статуэтка как будто излучала тепло живого существа. Она была не желтой и не коричневой, как десятки древних скульптур из бивня мамонта, которые лежат за стеклами музейных витрин, а розовой и почти теплой, как живое человеческое тело. Именно так выглядит влажная, пропитанная тысячелетними соками земли ископаемая слоновая кость.» (Окладников, 1967, с. 6)

Теперь стало ясно, что в Сибири, на берегах Ангары и Байкала существовал мощный очаг первоначальной художественной культуры, которая находилась на том же уровне, что и центры палеолитического искусства в Западной Европе. (Деревянко, с. 39)

Древние обитатели Сибири были не только прекрасными скульпторами, но и живописцами. Замечательные открытия искусства каменного века связаны с исследованиями Окладниковым писаных скал у села Шишкино на р. Лене в 1941 г. Там были обнаружены палеолитические рисунки дикой лошади и быка.

«Неповторима, резко своеобразна и вместе с тем глубоко архаична манера, в которой выполнен этот огромный рисунок, - пишет Алексей Павлович. Фигура жеребца обрисована смело и широко. Древний мастер очертил ее одной размашистой контурной линией, но выполнил эту работу столь же наивно, сколь и смело... Эта работа первобытного художника была отмечена печатью той изначальной глубинной искренности, которыми обладают древнейшие известные нам памятники изобразительной деятельности человека...

Стоя в изумлении перед шишкинским конем, мы невольно сравнивали его с хорошо знакомыми нам доисторическими рисунками лошадей из прославленных палеолитических пещер Западной Европы.» (Окладников, 1964, с. 23)

Вопросы происхождения искусства постоянно интересуют Окладникова. На эту тему им написано много интереснейших статей. Особое значение имеет его книга «Утро искусства», изданная в 1967 г. В этой обобщающей работе с подкупающим лаконизмом и красочностью языка дана интереснейшая панорама истории первобытного искусства от первых шагов и предпосылок художественного творчества до скрупулезного анализа всех известных памятников эпохи палеолита. И особенно важно, что А.П.Окладников не только внес большой вклад в теоретическую разработку проблем первобытного искусства, но своими открытиями в Сибири, а затем и в Центральной Азии значительно раздвинул географические границы происхождения и становления искусства. (Деревянко, с. 47)

[<<] [<] [^] [>] [>>]