[Список Лекций] [Алексей Павлович Окладников] [Сокровища сибирских писаниц] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Алексей Павлович Окладников

Сокровища сибирских писаниц

Сокровища сибирских писаниц

Наиболее многочисленные памятники искусства, оставленные древними племенами, "охоте" за которыми Окладников посвятил многие годы – петроглифы. Алексею Павловичу Окладникову пришлось изучать петроглифы на Дальнем Востоке и в Средней Азии, в Монголии и Сибири. Десятки статей и книг посвящены им древнему искусству народов мира, но пожалуй, самые увлекательные и выстраданные страницы – об искусстве народов Сибири.

Почти все известные галереи каменного века не только Северной, но и Центральной и Средней Азии изучались Окладниковым. Огромные картинные галереи – наскальные изображения каменного века, расположенные на Лене, знаменитые ангарские росписи отражают основные черты мировоззрения охотников таежных районов Сибири. Жизнь человека в то время была связана в основном с охотой на оленя, лося, и на скалах перед нами в полном объеме и великолепии предстает звериный эпос. (Деревянко, с.56)

Шишкинские скалы, расположенные в нескольких километрах от Якутского взвоза, подарили ученым не только прекрасные образцы искусства охотников и рыболовов каменного века, но и поведали о жизни и быте племен, населявших этот край в V1 – Х1 веках нашей эры.

Окладников, рассказывая о своей первой встрече с Шишкинскими писаницами, отмечает, что был потрясен, когда наряду с ранними рисунками ему удалось обнаружить более поздние, выполненные совершенно другими приемами и отличающиеся от первых сюжетами и композициями:

- «Знамена!» Да, на скале действительно были изображены знамена, самые настоящие, на длинных древках, с хвостами, высоко и торжественно поднятые всадниками с тонкой талией. Всадники сидели на подчеркнуто красивых лошадях с необычайно широкой грудью и с поджатым брюхом. Наверху шумела под ветром тайга, внизу медленно плескалась Лена. Но как попали сюда, на глухие ленские берега, эти всадники? Откуда в тайге гордые знамена?» (Окладников, 1964, с. 88)

Эти рисунки, один из которых стал впоследствии гербом Республики Саха, принадлежали, как было доказано, курыканам, тюрко-язычному народу, предкам якутов, древней народности, преимущественным занятием которой было коневодство. Именно боевая лошадь – идеальный образ в глазах воинственных степняков – нашла преимущественное отражение на рисунках Шишкинских скал. (Деревянко, с. 77)

[<<] [<] [^] [>] [>>]